ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой комму­никации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собрани­ях, по радио, телевидению и т.д.

Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство), уже в самой этой неодно­родности прослеживается специфическое стилевое единство, целостность. Общие черты стиля с разной степенью ак­тивности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ его рамках двух функций язы­ка – функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говоря­щий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воз­действие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не ха­рактерная ни для научной, ни для официально-деловой ре­чи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу – чередованию экспрессии и стандартов.

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ возбуждение определенного отноше­ния к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной за­метки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

Стандарты вследствие различных причин (немотивиро­ванного включения в зоны коммуникации, длительного частотного употребления и т.д.) могут превращаться в речевые штампы. Это, как правило, связано с потерей стан­дартными формулами ясной и точной семантики, экспрес­сивно-оценочных качеств, с перемещением в необычные для них зоны коммуникации, например: горячая поддерж­ка, живой отклик, резкая критика прозвучала в адрес..., в целях ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ распространения..., рентабельность предприятий, наведение элементарного порядка и т.п. В результате многократного повторения в стертый штамп превратилось слово плюрализм (плюрализм мнений, политический плюрализм), привлекавшее к себе внимание в конце 80-х гг. нашего ве­ка. То же произошло и со словами коренной (коренные пре­образования, коренная перестройка, коренные проблемы), радикальный (радикальное мнение, радикальные реформы, радикальные изменения) и др.

Среди лексических средств публицистического стиля (наряду с нейтральными) можно отметить лексемы, имею­щие специфическую стилистическую окраску: застрельщик, труженик, посланец, созидание, свершения, мощь, экстремисты, широковещательные, позитивные, гарант, импульс, альтернатива, вклад (в борьбу...), авангард и т.д. Подобные слова в публицистическом стиле ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ носят социаль­но-оценочный характер.



Многочисленны примеры так называемой публицисти­ческой фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сокращение вооруже­ний, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, механизмы торможения, позитивные перемены, межгосударственное соглашение, пакет предложений, во­просы безопасности, пути прогресса, политический аван­гард, ратификация договора и др.

В рамках этого стиля много таких слов и словосочета­ний, которые выступают как публицистически окрашенные только в переносном значении. Например, слова шаги, сигнал, стряпня, школа, пакет в прямом значении (тихие шаги, сигнал тревоги, домашняя стряпня, знание школы, пакет молока) не имеют публицистической окраски. В переносном же (практические шаги, сигнал с ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ предприятия, нацио­налистическая стряпня, школа выживания, пакет мирных предложений) они эту окраску приобретают. В прямом значении словосочетания цепной пес, пиратские действия, получить нокаут не являются фразеологизмами. Употреб­ленные в переносном значении, они представляют собой типичные примеры публицистической фразеологии.

В переносном значении в публицистике широко исполь­зуются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт (дуэт ли­бералов и консерваторов), спектакль (политический спек­такль), закулисный (закулисные переговоры); военного дела: строй (ввести в строй), фронт (фронт борьбы), курс (новый политический курс); спорта: раунд (последний раунд встречи), тур (очередной тур переговоров) и т.д ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Характерной особенностью публицистически окрашен­ных слов считается их эмоционально-оценочный, экспрес­сивный характер, причем эта оценка не индивидуальна, а социальна. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой, коннотацией (актив, милосердие, труженик, благосостояние, благотворительность, помыслы, дерзать, воздвигать, самопожертвова­ние, процветание и под.), с другой – слова и выражения, имеющие отрицательную коннотацию (обывательский, на­саждать, вояж, притязания, саботаж, наемники, апартеид, расизм, обезличка, пробуксовка и т.п.)

Своеобразным экспрессивным средством публици­стического стиля является употребление в нем (особенно в газетной и журнальной публицистике) варваризмов и экзотизмов. Причем процесс проникновения подобных раз­рядов слов в печать с каждым годом ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ становится все интенсивнее. Этому есть объяснения экстралингвистического плана: неуклонное расширение международных контактов. Однако у многих лингвистов появились опасения, что через нашу публицистику в русский язык проникают такие ино­странные слова, без которых мы можем легко обойтись. Вот несколько примеров из периодической печати послед­них лет: Любители эстрадной музыки вскоре смогут приобрести так называемый «макси сингл» – диск-гигант; Манфред Мэнн завершил работу над очередным альбомом: были смикшированы семь из одиннадцати задуманных композиций; Ироничная интонация, с которой певец пода­ет сюжеты своих песен, роднит его с модными ныне тарантиновскими экшенами.

Безусловно, всегда необходимо помнить о том, что употреблять иноязычные слова надо с ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ учетом тематики, смысловой и эстетической целесообразности.

Во всех функциональных стилях обычным является со­четание стилистически окрашенных элементов с нейтраль­ными, однако происходит это в каждом стиле по-разному. В официально-деловом, например, стилистически маркиро­ванные элементы однородны и определенны: у них книж­ная и канцелярская окраска. Почти то же наблюдается и в научном стиле (здесь стилистически маркированными счи­таются термины). Совсем иным является сочетание нейтраль­ных и стилистически окрашенных средств в публицистиче­ском стиле, где принципиально возможна любая стилистическая окраска, от самой низкой до самой высокой, причем само сочетание часто носит нарочитый, конфликтный ха­рактер – наблюдается конфликт экспрессии ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ и стандарта как общий признак газетных и других публицистических текстов. Так, в предложении Речь шла по сути уже не о химии удобрений, а о химии приписок в интересах повышения плодородия премиальной нивы штамп в интересах повышения резко противопоставляется слово­сочетанию химия приписок, в котором слово химия приоб­ретает просторечный характер. В отрывке Потом посреди комнаты материализовался дух Малюты Скуратова и би­тый час читал мне лекцию о любви и дружбе. Какое-то приблудное привидение, не теряя времени, попросило треш­ку до тринадцатой зарплаты контрастируют книжное сочетание материализовался дух и разговорное битый час, книжное не теряя времени и просторечное трешка ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Конеч­но, такое своеобразное «конфликтное» соотношение окра­ски и стандарта, эмоциональности и информативности по-разному проявляется в различных публицистических жан­рах, однако всегда является конструктивным признаком этого функционального стиля.

На морфологическом уровне публицистически окра­шенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде все­го, можно отметить стилистически значимые морфологиче­ские формы различных частей речи. Например, для публи­цистического стиля характерно употребление единственно­го числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для бри­танского налогоплательщика и под.

Частной особенностью публицистического стиля явля­ется употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: разговоры, свободы, настроения, круги, поиски ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ и др. В некоторых жанрах публицистики употребляются существительные во множественном числе и особом значении. Например, существительное власти употребляется в значении ‘совокупность лиц, облеченных высшими полномочиями’ (городские власти), свободы – со значением конкретизации (политические свободы).

К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед! Утвер­ждайте социальную справедливость!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию.

Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.: Вспомните, что несколько дней назад говорил президент... Летайте ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ само­летами Аэрофлота, a?

Встречаются в публицистическом стиле, хотя и редко, риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственного числа в творительном падеже: властию, жизнию, кровию и под. (ср.: властью, жизнью, кровью). Публицистически окрашенными считаются и при­частные образования на -омый (ведомый, влекомый, несомый и под.).

Морфологические особенности публицистического стиля лежат в сфере статистических закономерностей, т.е. существуют определенные формы, которые чаще используются именно в этом стиле и поэтому становятся его «морфологи­ческой особенностью». Например, согласно исследованиям Б.Н. Головина, чрезвычайно высокой является частотность употребления родительного падежа в публицистическом стиле – 36% (в стиле художественной литературы – 13%). Это такие употребления, как плюрализм мнений ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, время перемен, министр торговли, проведение конференции, отказ от военной силы, пакет предложений, реформа цен, выход из экономического кризиса. Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что для публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время. Причем по употреблению форм настоящего времени данный стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым. Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается «сиюминутный» характер описываемых событий, поэтому и используется настоящее время: 3 апреля начинается визит в Минск Премьер-министра Республики Польша; Через две недели открывается концертный сезон; Писатель Виктор Астафьев не любит шумных городов и живет за­творником в родном селе Овсянка под Красноярском (из газет ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ).

Форма прошедшего времени здесь более частотна по сравнению с официально-деловой и научной речью и менее частотна, чем в языке художественной литературы: С боль­шим успехом завершился нынешний театральный сезон в Дрезденской государственной опере. Полмиллиона дрезденцев, гости этого прекрасного города из десятков стран мира смогли побывать за это время на опер­ных и балетных спектаклях; События развернулись с молниеносной быстротой (из газет).

В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в уси­лительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом от­личается обилием отвлеченных понятий и ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ положений, в нем возрастает «нагрузка» производных предлогов как бо­лее «конкретных» (по сравнению с непроизводными), а глав­ное – однозначных показателей тех или иных отношений: в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе, па пути, по пути, в духе, во имя, в свете, в интересах, с учетом, по линии и др.: В этом плане предстоит много сделать в свете задач, выдвинутых значительными переменами в жизни; Можно, конечно, отнести это к частно­стям войны, как это мы делали раньше в отношении во­еннопленных, не называя даже приблизительно их числа; В ходе обстоятельного разговора было выражено общее мнение, что в ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ условиях возрастания роли парламентов наших стран в решении кардинальных проблем обществен­ной жизни открываются более широкие возможности для обогащения их сотрудничества (из газет).

Публицистический стиль отмечен рядом синтаксических особенностей. В нем много экспрессивных конструкций, отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких в научной. Например, риторические вопросы: В эту реши­тельную минуту – выдержит ли, выдюжит ли русская ру­ка? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в ал­мазах? (С. Кондратов), вопросно-ответная форма изложе­ния – действенная форма оживления речи, своеобразный «диалог с адресатом»: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (Р. Гамзатов), повторы (или так называемый ложный плеоназм): Побеж­дают те, кто идет вперед, к расцвету и изобилию, побеж­дают те, кто ясно видит будущий день истории; побеж­дает «давление жизни» (А.Н. Толстой), восклицательные предложения: – Что вы делаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашего собственного чудовищного рукоделья! (С. Кондратов). Кроме то­го, в публицистической речи часто можно встретить раз­личного рода расчленения текста, т.е. такие конструкции, когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется – позиционно и интонационно – и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ): Земельная реформа – какова ее цель?; Новые партии, фракции парламента и Советы – кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы она была не декорацией и не декларацией, а реально влияла на улучшение нашей жизни?; На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, который не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?; Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой (из газет).

Для публицистического стиля (в отличие от научного ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ и официально-делового) характерно частое использование ин­версивного порядка слов. Здесь активно применяется актуа­лизация логически значимых членов предложения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские пред­приниматели совместно с руководством управления испра­вительно-трудовых учреждений. Исключения составляли предприятия добывающей промышленности; Прибывшие накануне посевной несколько вагонов с удобрениями белорусских химиков сельчане вынуждены были в спешном порядке отправить назад – в Солигорск; После прекращения военных действий в иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия с природой (из газет).

В стилистической системе современного русского язы­ка публицистический стиль занимает промежуточное по­ложение между разговорным, с одной стороны, и официально-деловым и научным – с другой.


documentajjrkkv.html
documentajjrrvd.html
documentajjrzfl.html
documentajjsgpt.html
documentajjsoab.html
Документ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ